Суббота, 17.11.2018, 11:25
| RSS
Главная
Мой сайт
Меню сайта


Категории раздела
Великая Отечественная война 1941-1945г. [39]
Статистика
Поиск
Друзья сайта
Главная » Статьи » История » Великая Отечественная война 1941-1945г.

Партизанская борьба возле с. Хацьки

Партизанская борьба возле с. Хацьки Еще в августе штаб Воронежского фронта вместе с Украинским штабом партизанского движения направил группу Александра Васильевича Тканко в тыл противника. Группе была поставлена задача: во что бы то ни стало задержать перенраву гитлеровцев через Днепр, не дать им возможности заранее запять оборону на правом' берегу реки. Как выполнить это задание, чтобы, не потеряв людей, приостановить движение неприятельской армады? Это казалось невозможным. Выручила партизанская смекалка. Началось это, когда еще огнем сражений бушевала осень сорок второго у стен Сталинграда. Вместе с воинами Красной Армии цитадель на Волге отстаивал бывший педагог из семьи сельского кузнеца, двадцатишестилетний Александр Тканко. В воздухе непрерывно стоял гул фашистских самолетов, а земля дрожала от разрывов бомб. Старший инструктор политотдела авиационной части А. В. Тканко глубоко задумался: все ли у нас делается для уничтожения вражеской авиации? Большую помощь Красной Армии оказывают советские патриоты в тылу немецко-фашистских захватчиков. Но мало слышно о диверсиях на вражеских аэродромах. Так думал Александр Васильевич Тканко. Он изложил свои мысли в рапорте политическому управлению фронта. Военный совет одобрил инициативу. Группа воинов под руководством Тканко была заброшена в тыл врага для проведения диверсионных актов на вражеских аэродромах. Летом 1943 года группа во главе с Александром Тканко десантировалась в районе Левобережного Приднепровья на Черкасщине и установила связь с местными партизанскими отрядами имени Т. Г. Шевченко и В. И. Чапаева. Как представителю Украинского штаба партизанского движения Тканко пришлось принимать здесь участие в одной необычной боевой операции. Однажды в штаб отряда имени В. И. Чапаева, расположившегося в лесу около села Хацки, привели человека, который сказал, что должен сообщить важную весть, но только командиру отряда. Командир Иван Примак переглянулся с комиссаром Емельяном Ломако и приказал ввести задержанного. Последний спокойно заявил, что он житель Переяслава, входит в состав подпольной организации, которая установила связь с гаражом гебитскомиссариата. Состав гаража во главе с его начальником принял решение уничтожить все имущество, находящееся в гараже, и уйти в партизаны. Кто-то из присутствующих, выслушав сообщение прибывшего, резко бросил ему: — Да ведь гебитскомиссаровским гаражом ведает, как нам известно, немецкий офицер. — Совершенно верно, — подтвердил прибывший. — Начальником гаража является немец Клейн. Но ведь не все немцы одинаковы. Мы тщательно изучали Клейна. Кто же он? Родился в 1913 году в селе Кривцовке Камышин-ского района Волгоградской области. В 1926—1932 годах жил на территории Саратовской области. Немец, член КПСС. По происхождению из крестьян. В 1931 году окончил автомеханический техникум. Работал механиком Красноармейской МТС. В 1932 году по комсомольской путевке ушел в Красную Армию. После двухлетней службы на Дальнем Востоке был направлен на учебу в Ульяновскую бронетанковую школу имени В. И. Ленина, которую окончил в 1937 году. Великую Отечественную войну встретил на Юго-Западном фронте в звании старшего лейтенанта, в должности командира танковой роты. 12 сентября 1941 года под городом Остер был тяжело ранен и в бессознательном состоянии остался на поле боя. Гитлеровцы, узнав, что Клейн — немец, привлекли его к работе и назначили начальником гаража гебитскомиссариата. Но душа и сердце Клейна остались советскими. Соблюдая, конечно, строжайшую конспирацию, он подобрал водителями автомашин наших людей. Теперь весь состав гаража твердо решил влиться в партизанский отряд, бороться с врагами. Случай ускорил решение. В землянку вошел один из бывших руководителей переяславской подпольной организации — Илья Артемович Процко, командир группы партизан. Увидев задержанного, он со словами: «Здравствуй, Михеев! Ты жив-здоров, Алексей!» — горячо обнял и пожал ему руку. Это рассеяло сомнения. Решили принять состав гебитскомиссариатского гаража в партизанский отряд. Разработали план действий и порядок явки в лес. Все было проведено, как договорились. Автомашина с работниками гаража прибыла в лес, остановилась в указанном месте. Все сидящие выскочили из кузова и выстроились в шеренгу. Из кабины быстро вышел подтянутый, еще молодой человек в немецкой офицерской форме. Он подошел к руководителям отряда и по-военному четко отрапортовал: — Состав гаража переяславского гебитскомиссариата в полном составе во главе с начальником Робертом Клеймом прибыл в ваше распоряжение. . После проведенных надлежащих формальностей прибывшие были зачислены в партизанский отряд. Александр Тканко по рации связался со штабом, информировал о пополнении партизанского отряда. Щтаб поручил ему изучать Клейна, используя его для оперативных действий, особенно важных и рискованных. Легковая немецкая машина «оппель-адмирал» мчался но шоссе к переправе. Рядом с шофером сидел офицер в чине полковника. Резко сигналя и обгоняя другие машины, «оппель-.адмиралл» остановился возле группы офицеров у переправы. Вышедший из машины полковник небрежно ответил на приветствие офицеров и властно спросил, где начальник переправы. Срочно разысканный начальник переправы вытянулся перед прибывшим полковником. — Я представитель ставки, — отчеканил полковник. — Приказываю вам немедленно прекратить переправу, вернуть части, перешедшие на правый берег Днепра, и ждать дальнейших распоряжений. Начальник переправы, продолжая стоять навытяжку, отрапортовал, что задание он понял и немедленно приступит к его выполнению. Прошло несколько минут, и в душе начальника переправы, видимо, шевельнулось какое-то сомнение. Он вернулся к полковнику и, вытянувшись перед ним, попросил письменное подтверждение приказа ставки. Несколько секунд царило молчание. Потом послышался резкий грозный окрик представителя ставки: — Что?! Неподчинение ставке?! Подтверждение?! Полковник выхватил из кобуры пистолет. — Именем фюрера!—закричал он и выстрелил в начальника переправы. — Кто заместитель? Вы?!—грозно бросил представитель ставки подскочившему и вытянувшемуся офицеру. Назначаю вас начальником. Повторяю приказ командования: немедленно прекратить переправу. Послышались громкие голоса команд о прекращении нереправы. Представитель ставки, отдавший ряд распоряжений, со спокойным видом уселся в машину и отбыл обратно. А часа через полтора Роберт Клейн докладывал командиру партизанского отряда, что задание выполнено, переправа немецких войск через Днепр приостановлена. Александр Тканко в этой необычной операции выполнял роль шофера на захваченном им с Клейном «оппель-адмирале». Что пережил? «Больше, чем во всех других операциях, — сознается он,— хотя мне не пришлось даже взяться за оружие». Нет, был момент, когда его рука потянулась за связкой гранат. Это в те секунды, когда начальник переправы вернулся к Клейну и попросил письменного подтверждения отмены переправы. По договоренности, в случае провала Тканко должен был взорвать группу окружающих врагов, не даться в руки фашистов живым. Помощь десантников наступающим частям Красной Армии все время возрастала. 11 сентября они уничтожили инженерную команду и захватили катер, штабные документы с планом переправы и расположения вражеских войск в районе Черкасс. Другой отряд партизанского соединения 12 сентября возле сел Михайловки и Гуты взорвал два моста через реку Рось. В ночь с 18 на 19 сентября соединение разгромило фашистский гарнизон в селе Хацки, который занимал оборону перед переправами. Группа партизан под командованием Касима Кейсенова захватила у гитлеровцев шесть понтонов и много стрелкового вооружения. Когда группа бойцов, форсировавших Днепр, завязала бой севернее Григоровки, партизаны А. В. Тканко и И. К. Примака на захваченном у фашистов катере со 120 бойцами переправились через Днепр южнее Григоровки и ударили фашистам во .фланг. Плацдарм был захвачен. 4 января 1944 года Александру Васильевичу Тканко и Роберту Александровичу Клейну присвоено звание Героя Советского Союза. После Великой Отечественной войны Александр Васильевич Тканко снова вернулся к мирному труду. Работал директором Черновицкого и Конотопского учительских институтов, получил ученую степень кандидата исторических наук. Ныне он профессор кафедры истории КПСС Черкасского педа¬гогического института имени 300-летия воссоединения Украины .с Россией, долгое время работал его ректором, член обкома партии, избирался депутатом городского Совета народных депутатов, председателем областной организации общества «Знание», возглавляет областной комитет защиты мира. Роберт Александрович Клейн после демобилизации из Красной Армии в 1945 году работал на руководящих должностях в системе автомобильного транспорта. С 1974 года он персональный пенсионер союзного значения, проживает в Орле. Р. А. Клейн ведет большую общественную и воспитательную работу среди молодежи города.

Категория: Великая Отечественная война 1941-1945г. | Добавил: taiskina (21.11.2009)
Просмотров: 1685 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 4.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2018
Бесплатный хостинг uCoz